@@-yol.ru

Автор Тема: История породы. Часть II Африканис  (Прочитано 3751 раз)

Оффлайн Ольга

  • Администратор
  • Живет на форуме
  • *****
  • Сообщений: 10,362
  • Все дети мира плачут на одном языке
    • dogs.yol.ru
Африканис
Описать «африканис» - древнюю и славную породу - довольно трудно. Необходимо сразу же подчеркнуть, что африканис это НЕ ПОРОДА в понимании евроцентрически мыслящих любителей собак. Феномен африканиса должен определяться как туземная раса собак («landrace») . Это продукт естественного отбора и спонтанной адаптации к типичной, но в тоже время разнообразной среде Африки и к утилитарным требованиям исторических владельцев таких собак.



Здесь уместно заметить, что до установления современной системы собаководства в момент возникновения Лондонского Кеннел Клуба в 1873 году, много туземных рас собак преобладало по всему миру. Были ездовые собаки далекого севера, терьеры помогавшие шахтерам Йоркшира, пастушьи овечьи собаки Брие (Франция), собаки охранявшие скот в горах Эстрелла, в Португалии и десятки подобных примеров. Отсюда родились такие названия пород как йоркширский терьер, бриар и эстрельская овчарка, каждая из которых принадлежала и была приспособлена к определенному географическому району. Просматривая список 350 пород мира признанных FCI, вы придете к выводу, что в 70% всех случаев название породы отдает честь туземной расе ее происхождения. Основное усилие современной 130-летней системы собаководства, направлено на сокращение изменчивости туземных рас, которые со времени одомашнивания собаки прожили 13 тысяч лет, и заменить их хорошо различимыми породами путем отбора и скрещивания существующих туземных рас. Во всех таких случаях небольшая часть собак была выбрана для разведения согласно четкому предписанному стандарту породы, цель которого - косметическое единообразие. В результате этого процесса мы получили «чистокровные» породы собак и утратили большинство наших туземных рас.

Общество Африканис Южной Африки постaвило своей целью сохранить Африканскую туземную собаку в целом. Южная Африка – это большая территория с разнообразными экологическими нишами. Африканские собаки в течение столетий приспосабливались к разнообразным требованиям среды. Поэтому, например, собаки охраняющие скот на холмах Лесото отличаются от общепользовательских собак Квазулу Наталя. Согласно евроцентрическому подходу следовало бы рассматривать их как разные породы, отобрать «подходящую» часть из их числа для разведения, что редуцировало бы этот здоровый, хорошо приспособленный и гетерогенный генофонд до уровня нескольких единообразных, но ослабленных пород, каждая из которых отвечает требованиям стандартов. После этого, их ценность больше не будет измеряться их естественной приспособленностью к условиям Африки, а скорее соответствием узким требованиям «стандарта породы» оцениваемым на выставках.



После такого заключения уместно задать вопрос: почему эти аборигенные собаки Африки стали известны и что в них стоящего, чтобы их беречь? Все большее количество ученых сходятся во мнении, что собака это эволюционный продукт, произошедший от южной расы волков, и что окончательный шаг в направлении одомашнивания совершился на востоке. «Домашняя собака» становилась реальностью, когда человечество переходило от уклада охотников-собирателей к более оседлому образу жизни. Этот процесс завершился к концу последнего ледникового периода, то есть около 12 тысяч лет назад. С начала одомашнивания, собаки быстро распространились по Евразии, через Берингию попали в Америку, совершили путешествие с людьми Джомо в Японию, плавание с азиатскими мореплавателями на острова Тихого Океана, сопровождая пастухов-кочевников с их стадами, попали через Суэцкий канал в Африку.

 

Как таковые, домашние собаки не эндемичны для Африки. Как и в большинство других частей мира, они пришли как иммигранты. На африканском континенте археологи нашли самые ранние остатки домашних собак в Набта Плайя, Мерим-де-бени-саламе и в Малади. Все эти места расположены вблизи нильского эстуария в Египте. Датирование методом радиоактивного углерода показало, что домашние собаки прибыли в Африку около 7000 лет назад.

В течение двух лет я изучал и собирал все данные из археологических находок и наиблее ранних дат остатков собак на африканском континенте. Я аккуратно наносил их на карту, что позволило мне проследить распространение собак в Африке во времени.

Обобщая полученные данные, я могу сказать, что в течение первого тысячелетия с момента их появления в Африке, собаки распространились вдоль реки Нила и по северному району страны, где сейчас расположен Судан. Рисунки на горшках выкопанных вблизи древнего поселения Хиераконполис изображают собак на поводках или в ошейниках. Они ясно показывают, что собака была важной частью неолитического образа жизни в этом районе. Это характерное искусство неолита датируется до 5700 лет назад. У нас также есть доказательства того, что в это же время домашние собаки сопровождали кочевые пастушеские племена, пригонявшие свои стада в район Сахары, который в то время еще не был таким сухим как сейчас. Наскальная живопись, открытая в горах Хоггара и Тибести изображает сцены охоты с собаками. И здесь археологи смогли датировать эти находки 5700 лет назад. Далее, археологические доказательства показывают, что собака продолжала распространяться далле, в западную Африку и далее вдоль Нила в северные части Уганды и Кении. Я должен заметить, что распространение по северной части Африки произошло задолго до того, как 5300 лет назад первый фараон начал править Египтом.

Ученые полагают, что пояс экваториального леса служил естественным барьером, который задерживал дальнеишее распространение людей и их собак на юг в центральную и южную Африку. Но приход Раннего Железного Века связанного с принесенными им изменениями в культуре, наконец, помог преодолеть этот барьер.

Нам не известно, какие естественные или политические силы обусловили миграцию людей говорящих на «банту» в период Раннего Железного Века. Историки полагают, что эпицентр этих миграций находился в той части степи, где сейчас расположен Камерун. Различные пути миграций определялись на основе данных по распространению языков и стилей искусства.

Для нас, в Южной Африке особенно важен один из восточных путей миграции. Чтобы обойти бассейн реки Конго, говорящие на «банту» племена сначала продвигались на восток через юг современного Судана и северные районы Уганды и Кении, пересекая местности с хорошо развитыми скотоводческими традициями. Комбинируя мастерство земледелия и скотоводства, они, в конце концов, нашли не зараженные мухой це-це коридоры, расположенные вдоль долины Великого Рифта. По этому пути племена гнали свой скот в направлении южноафриканских степей. Они заняли территории, где сейчас расположена Танзания, Малави, Замбия, Мозамбик, Зимбабве, Намибия и Ботсвана. Похоже, что «вуртрекерс» («voortrekkers») пересекли Лимпопо в пятом веке нашей эры.

Первые остатки домашней собаки на южноафриканской земле были открыты, идентифицированы и датированы доктором Иной Плаг, археологом и помощником директора бывшего Трансваальского музея. Она говорила мне, что ископаемые останки были найдены на стоянке Раннего Железного Века, на ферме «Диамант» не далеко от Еллисрас. Ископаемые кости были датированы 570 годом нашей эры. Строение костей означает, что некоторые из этих собак были легкого сложения, а другие более крепко сбиты. Интересно, что сравнительно недавно, в 1994 году, Др. Лен Шалковик исследуя стоянки Раннего Железного Века на реке Тукела, в Квазулу-Натале также нашел доказательство в пользу того, что эти ранние иммигранты поселились в этом районе примерно в 650 году нашей эры и держали собак наряду со скотом. Расселение продолжалось, и это подтверждают новые находки собак, сделанные Ч. А. Чапел на стоянке Койсан, на мысе Святого Франциса (800 год нашей эры). Это указывает, что контакты и обмен имели место между «банту» язычными племенами и жителями Койсана. Отсюда собаки распространились по всей остальной территории страны.

Интересно заметить, что в тот же период, большие миграции людей совершались и в Европе. Западная часть Римской Империи распадалась под натиском вторгавшихся готов, франков, бургундцев, аланов, германцев, саксонцев, гуннов и других племен. Все эти, так называемые, варварские племена пришли из окраин Центральной Азии. Некоторые из них славились своими собаками, которых они привели с собой. В последствии эти собаки смешивались с собаками, ранее приведенными Римлянами и в свою очередь смешавшимися с древними кельтскими собаками. Сравните ситуацию в Европе в 800 году до нашей эры с ситуацией в Южной Африке, собаки которой были прямыми потомками ранних одомашненных собак на востоке и переселились в часть света, которая изначально не обладала собаками. Там они адаптировались, эволюционировали и стали отлично приспособленными туземными расами.

Они приобрели резистентность к местным заболеваниям и толерантность к внутренним и наружным паразитам. Они оставались свободными от примесей экзотических генов до тех пор, пока европейские колонисты не привезли своих собак. Но даже и тогда, благодаря культурным барьерам, «экзотический» вклад в популяцию собак живущих с местными племенами оставался минимальным.

Африканис, как аборигенная местная раса во всех ее разнообразных формах, сохранился и еще может быть найден в глубине районов заселенных племенами, живущими традиционной жизнью.

Не думайте их искать в наших городах и новых поселениях. Они выживают вместе с африканской культурой на своих родных землях. Однако их естественное состояние находится под растущей угрозой по причине изменяющейся среды и евроценрического взгляда, который рассматривает их как бесполезных дворняг и распространяет этот взгляд на большинство населения.

Вы может быть удивлены тем, что я не сформулировал «предписанный» стандарт породы этих собак. Как я указывал выше, мода на выставочные стандарты существует всего 130 лет. Она служит цели предписания направления разведения искусственно отобранных пород. В случае с африканисом мы имеем дело с «естественной» породой. Силой, сформировавшей его в течение веков, была сама природа и требования среды Африки. Поэтому, Общество Африканиса считает, что его первостепеной и наиболее важной задачей должно быть сохранение этого древнего и обширного генофонда. Нами ведется работа по составлению профиля ДНК этой расы собак. Только после того, как это научное руководство проекта будет готово, начнется планирование будущей работы.

После наблюдений и исследований африканиса в его родной среде обитания и в моем доме в течение последних десяти лет, я должен признать, что это примитивные собаки. Их поведенческие черты не искаженные и очень яркие. Они сильно привязываются к людям, но не навязчивы, нетребовательны, исключительно сообразительны и выносливы. Они охотно тренируются и работают, особенно в ситуации, в которой они могут воспользоваться своей естественной сообразительностью. Например, научите их работать по следу и искать, и вы будете поражены результатами. Они воспринимают даже нашу традиционную тренировку на послушание, но делают это только за позитивное вознаграждение. Но они, несомненно, созданы для обширных свободных пространств. Любой живущий в сельской местности и ведущий активный образ жизни получит большое удовольствие от общения с ними. Они могут приспособиться жить и в городе, но это будет очень тяжело для них.

В заключение я должен подчеркнуть, что не все собаки неопределенного происхождения, бродящие по улицам городов или попадающие в приют для бродячих собак, могут быть названы африканис. Настоящий африканис наиболее вероятно может быть найден лишь среди традиционных африканских поселений.

Иоган Галант (перевод с английского Владимир Береговой)

ИОГАНН ГАЛЛАНТ - председатель «Общества Африканис Южной Африки», автор книги «История африканской собаки» (The Story of African Dog), ISBN 1-86914-024-9, опубликованной издательством «The University of Natal Press» в 2002 году.
« Последнее редактирование: 21 Июня 2008, 00:47:12 от Ольга »
Создание сайтов, для питомцев от 10т.р.
Поддержка и продвижение существующих .

E-mail: d.ilov@situng.netПортфолио: Situng Desitung web group