Здравствуй, добрая собака!
Масленица
Лёгкий морозец. Вкусно хрустит снежок под ногами. Уже чувствуется на щеке тепло от солнышка, румяным блинчиком улыбающегося с неба. Масленица.
А какая же Масленица без лихого катания на лошадях? Только где их взять в большом шумном городе? Выход мы придумали: масленичной лошадкой поработает наша Олли. Наш голден ретривер. Не подведёшь, собачка? Не должна. Недаром потрудилась с ней дрессировщица. Привязываю к ошейнику колокольчик, разминаю собаку- лёгкой рысцой она возит на санках нашего двухлетнего сынишку Алёшу. Для него это- вовсе не экзотика, он с рождения зимой и летом катается, летом- в коляске. Но сегодня Олли предстоит много работы. Центр для детей- инвалидов организовал праздник, и сейчас начнут сходиться наши новые друзья.
Да вот и первые гости! Прохожие искоса оглядываются на маму с дочкой, с трудом шагающей от остановки. У нас пока не очень- то жалуют тех, кто не похож на остальных. Я знаю, что для многих, с кем мы познакомимся сегодня, сам выход на улицу, под перекрёстный огонь жалости, непонимания и брезгливого любопытства - уже подвиг. Девочка сосредоточена, не замечает ничего. Шаг за шагом привычным усилием заставляет двигаться непослушные ноги. Для неё, пожалуй, и передвигаться по заснеженному городу- тоже подвиг. Но вот увидели Олли ,заулыбались. Подошли гладить. Уж обаять Олли умеет. Помогаю девочке сесть на санки, ну, вперёд, собачка!
Рванулась под санки тропинка, по которой только что так трудно было идти. Звонко засмеялся колокольчик. Оглядываюсь на бегу. Глаза девчонки сияют, улыбка навстречу прохожим. Они видят сейчас только счастливого ребёнка, которого- надо же- везёт учёная собака, и ахают , и уступают дорогу. На минуту забыто неравенство с ними. Да и есть ли оно?
Вернулись. Нас уже ждут другие детишки. Девочка благодарит собаку, гладит мягкие уши. Олли с готовностью , но осторожно берёт угощение. А в санках- уже мальчишка. И снова -снежная пыль в лицо, плавная рысь собаки, звон колокольчика, неудержимая детская улыбка, сверкающие восторгом глаза. На повороте Олли уже сама замедляет бег, осторожно поворачивает. Умница, быстро поняла, кого мы сегодня возим. Это со здоровым Алёшкой она не церемонится, может такой вираж заложить, что сынишка в визгом и хохотом цепляется за санки, чтобы не упасть. А вот соседа – колясочника если катает- никогда лишний раз не дёрнет, всегда бережёт. Как и наших новых друзей.
Когда бежим обратно, к Олли подбегает познакомиться лохматая дворняжечка без поводка . Хозяйка умильно глядит издали. Олли очень хочется пообщаться, поиграть с собачкой, но нельзя, она на работе. Одно неловкое движение- и может случиться беда : перевёрнутые санки и ребёнок на снегу. Олли без напоминаний, сама садится . Ждёт моей команды. Пока собачка рядом- дальше двигаться нельзя, она тоже это понимает. Такие бесповодочные собаки- наше постоянное искушение. Их владельцам очень трудно объяснить, что они мешают работать, подвергают опасности ребёнка- не торопятся хозяева брать своих питомцев на поводок . Хорошо ещё, если собака неагрессивная. Фух, сегодня повезло: разглядев на Олли шлейку, и санки за нами, старушка поспешно отозвала свою Пушу, и мы продолжаем путь.
Ого, народ собирается. Пока в санки садится очередной ездок, все- и родители, и дети, с восторгом спешат пообщаться с Олли- поглаживают, похлопывают, теребят шелковистые уши. А собака , пыхтя, улыбается во всю пасть, и по её дружелюбному виду всем понятно, что это- добрый пёс, не бросится, не укусит.
Так и бегаем с задержками на конечном пункте. Каждый, кто покатался, должен похвалить и угостить собаку, поблагодарить за работу. На этом я мягко настаиваю, ведь ребёнку-инвалиду очень легко превратиться в потребителя, особенно когда все жалеют. Но уговаривать приходится одного- двух, остальные с радостью раскрывают ладошку с угощением навстречу собаке. Кому- то трудно удерживать кусочек, не слушаются сведённые болезнью пальчики, и тогда на помощь приходит мама , но ребёнку очень важен этот момент: главное- что всё- таки, ОН угощает. Делает над собой усилие для кого- то, не для себя. И что удивительно: непослушные руки делают хотя бы неуловимое движение, но- сами. Терапия.
Возвращаемся с очередным малышом- и видим группку ребят в одинаковых ярких пуховичках. Это воспитанники интерната приехали, и тут же дружной стайкой метнулись к собаке. Это даже общением не назовёшь, они, как изголодавшиеся, её гладили, тискали и хлопали, и бесконечно угощали, с какой- то болезненной поспешностью, словно боясь, что она сейчас исчезнет. Но Олли никуда не исчезала, и всех перекатала уже, их даже по два раза, и праздник вот-вот начнётся, а они никак не могли оторваться . Один мальчик попросил поводок и под моим руководством с важностью командовал собаке- возил своих друзей. Они забыли даже о праздничном угощении, о том, что и сами должны выступать. Уж и воспитательница несколько раз им напоминала, что их ждут- не могут оторваться. Однако, какой же восторг у них вызвало, что собака, оказывается, идёт вместе с ними, и у нас тоже будет номер в концерте. Так ,в сопровождении ребят, и поднимаемся по ступенькам.
Они начинают концерт, а мы- кончаем. Нелегко выступать после талантливых артистов, а что дети- инвалиды талантливы необыкновенно, доказывать не нужно- достаточно побывать хоть на одном подобном выступлении. У меня всегда комок в горле после таких концертов- от восхищения и радости за этих детей, и хочется показать всё, что мы умеем, как можно лучше. Олли держится на сцене совершенно непринуждённо. Пока я рассказываю о голдене , о породе, о том, что за границей эти собаки сопровождают людей с особыми потребностями повсюду, Олли задумчиво пошла нюхать цветочки на сцене. Маленькое отступление от дисциплины вызывает у детей хохот. Как и то, что после верно «решённых» собакой примеров, она сообщает, что у неё…два хвоста! А потом крутится, чтобы проверить ответ. «Даже малыши знают, ай- ай- ай, как не стыдно!» Собака «исправляется», лает один раз. Потом листает носом книжку, и, к восторгу публики, чихнув, покашляв и пошептав , наконец, громко читает, что написано на плакатике: «ГАВ!» Ещё Олли звонит в колокольчик, приносит разные предметы. В заключение мы немножко танцуем. Поклон, и я отпускаю Олли в «свободный полёт».
Пожалуй, свободное общение собаки с детьми –это самый эффектный номер. Подумаешь, книжку читает. Вот лапу даёт, не кому- нибудь , а именно тебе- это да! И даже выполняет твои команды…И приносит мячик- прямо в руки…Или, поддразнивая, прыгает с мячом в зубах – совсем рядом, а попробуй, поймай! Позабыв о трудностях передвижения ,сведённых руках, о стеснительности, о депрессиях, они , кто как может, носятся по залу, счастливые, свободные- ведь Олли всё равно, насколько ты быстро бежишь, подчиняются ли тебе руки -она играет с тобой таким, какой ты есть…И можно уткнуться в мохнатую шею от избытка чувств, и она без слов поймёт, какая радость у тебя на душе. Может, это ощущение радостной свободы и есть то главное, что даёт им общение с «собакой- терапевтом»?..
В синих мягких сумерках мы едем домой. В ушах ещё шум праздника. А перед глазами- две врезавшиеся в память картинки: растаявшая в ладошке интернатской девочки, явно не избалованной сладким, шоколадная конфета- для Олли. И огромные детские глаза , устремлённые на тебя, и шёпот: « А вы к нам придёте снова с собачкой?»
Господи, какое же это счастье- уверенно выдохнуть: «Ну, конечно! Обязательно придём!»
Каникулы Бонифация
Это у всех нормальных людей суббота - выходной. А у нас с Олли иногда - самый горячий день: мы ходим в гости или гуляем в парке. Только не просто так, а с детьми с особенными потребностями. Олли очень любит такие дни: во-первых, ей нравится сам процесс общения, во-вторых, ей перепадает довольно много всяких вкусностей, а в-третьих - в её жизни получается удивительное разнообразие событий.
А мне нравится наблюдать за тем, как она строит отношения с новыми нашими друзьями. Со всеми- по- разному. Вот, например, пришли мы в семью : нас ждут, в окно первого этажа выглядывают две детские головки. -Собака, собака к нам пришла, мама, смотри! - шестилетняя девочка открывает нам дверь и бежит делиться с мамой невероятной новостью.
Да уж, собаки не каждый день ходят в гости.
А трёхлетний малыш, ради которого мы, собственно, и пришли, братишка радостной девочки, угрюмо насупившись, наблюдает из- за угла, как мы раздеваемся. У него проблемы с общением. Не говорит. И здоровье оставляет желать лучшего: в свои три года уже он дважды побывал в реанимации. Быстро устаёт. Как мы с ним будем?
-А она может сделать так, чтобы этот дворец исчез? - снова впархивает в коридор девочка с кукольным домиком в руках.
Я готова к чему угодно, только не к этому вопросу. Пытаюсь отшутиться, но вижу, что девочка ждёт- чуда. Почему? Ведь Олли- просто собака, хоть и очень красивая и добрая. Нас выручает сотрудница детского Центра: достаёт подарки для детей. Спасибо неведомым английским друзьям, с Нового Года ещё не кончились запасы гуманитарных коробок с подарками.
Восторгу девочки нет предела, на время забыта даже собака. А братишка достал из коробки машинку и , не обращая на нас внимание, лёг на ковёр и начал её катать. Мама мальчика, похоже, несколько разочарована: сказали, что приведут «лечебную собаку», а ничего не происходит.
Наконец, подарки рассмотрены, мы с Олли показываем маленькое представление. Она стоит на задних лапах, «танцует», звонит в колокольчик, «читает», считает с помощью детей свои лапы и раскланивается. Я достаю её яркий мячик, и они немножко играют с девочкой в догонялки. А мальчик- ну совсем не обращает на неё внимание.
Олли вдруг ложится с мячом посреди комнаты и начинает меланхолично его жевать. Девочка вновь занялась своими подарками. -Вы не волнуйтесь, собака уже работает. Это она пытается вызвать малыша на контакт, - объясняю я маме. Она , кажется, не очень-то верит, но что-то неуловимое в поведении собаки подсказывает мне, что я не ошибаюсь.
Мячик то исчезает полностью в пасти, то катится между лапами, то просто лежит, то снова исчезает. Мой голден , кажется, ни на кого не смотрит, но- что это? Малыш бочком делает шаг к собаке. Мяч исчез. Ещё шаг. Не глядя на ребёнка, Олли берёт мячик так, что его видно ,чуть поворачивает голову- и тут же отводит, как только ручка малыша потянулась к игрушке. Есть контакт! Мальчик всё настойчивее пытается достать мячик, наконец, Олли его выпускает, и человечек, торжествуя, показывает маме трофей. Я подсказываю ему, что мячик можно бросить- и Олли его принесёт. Надо же- бросает! Собака честно тащит мяч обратно. Полный взаимный восторг.
Через десять минут в комнате творится куча мала . С визгом дети носятся за собакой, отнимают и бросают мяч. И вдруг- тишина. Голден опять лежит посреди комнаты, и мальчик- рядом с ней , положив головку на собачий бок . Отдыхают. Девочка показывает Олли свои игрушечные сокровища.
Пока взрослые пьют на кухне чай, веселье возобновляется и стихает. Обнаружив на столе сушки, изрядное их количество дети дарят собаке. Она очень даже не возражает. Аппетитно хрумкает под столом.
Нам пора. Нас ещё ждут . Прощаемся. С сияющими глазами мальчишка жмёт собачью лапу. -А Олли может сделать так, чтобы дворец исчез? - снова перед нами кукольный домик. -Нет, моя хорошая. Разве что сгрызёт его, но тогда у неё заболит живот.
Девочка не верит. Явно считает, что взрослые от неё пытаются скрыть волшебные способности собаки. А она – просто собака…Хотя…По крайней мере, сегодня она молодец. Конечно же, ни в коем случае нельзя назвать её действия осмысленными ,но иногда интуитивно животные легче, чем взрослые, находят способ вызвать ребёнка на общение. Может быть, потому, что они не разучились видеть самое главное- то, чего глазами не увидишь?
А теперь мы , захватив сынишку, едем в парк. Девочка Маша с мамой давно тут не гуляли: на велосипеде по снегу не проехать, а ходит Маша с большим трудом. Парк встречает нас снопами солнечного света, отражёнными в ручейках, запахом талой воды и синим- синим небом между ветвями берёз. Ничего, что ручейки текут, подальше , между деревьями, снега ещё достаточно. Олли привычно везёт санки со счастливой Машей , но по рыхлому снегу уже тяжеловато ей, после пары кругов даём собаке отдохнуть. Тут ей ну очень повезло: Машина мама запасла для Олли угощение- кусочки варёного мяса.
Сидя на санках, Маша кормит голдена то с правой, то с левой руки, и я никак не могу вспомнить, какая рука у неё хуже работает. Похоже, Маша тоже на время забывает об этом. Отдохнув и подкрепившись, Олли с удвоенной энергией принимается за работу, но , пробегая мимо Машиной мамы, заметно сбавляет скорость и старается пробежать поближе - не захотят ли её ещё угостить. Маша хохочет .Она любит собак и наблюдательная - поняла собачью хитрость.
Отпускаем голдена побегать .Неподалёку играют собаки, но Олли не отходит от нас дальше, чем на десять шагов: это всегда так, когда мы выходим с проблемными детьми. Тут даже мои команды почти бессильны: отогнать её невозможно. Чаще всего, как и сейчас, попрыгав немного, она возвращается к ребёнку и стоит рядом . Машка долго ласкает Олли, зарывается лицом в мохнатую шерсть. Обычно Олли сама прижимается к ребёнку, а тут всё как- то отстраняется немножко, Маше неудобно её гладить. Я пытаюсь подвинуть собаку, но она всё равно как- то отъезжает , так что Маше приходится к ней тянуться, сдвигаясь на санках. И она вдруг решительно просит:
-Подними меня, я хочу с ней походить.
-Покататься, может? - не понимаю я.
Олли снова трусит рысцой по тропинке. Но после пары кругов Маша упорно пытается встать с санок. Мама поддерживает её под правую руку, левой девочка крепко цепляется за шлейку над холкой голдена, я пока страхую, держа собаку за поводок. И мы пошли. Очень быстро Олли подлаживается под Машины движения и уже не тянет, а неторопливо шагает возле девочки.
-Рядом, Олли, рядом, - командует Маша. Идёт твёрдо и спокойно: шлейка даёт ей дополнительную опору, а собака- уверенность в своих силах. Если бы была у нас жёсткая шлейка, как у поводырей, девочке, наверное, было бы ещё удобнее. Но и так, с обычной ездовой, неплохо у них получается.. Её мама фотографирует торжествующую дочку с Олли . А потом торопится запечатлеть, как мой сынишка Лёник кормит с папой белку, отходит, и…Маша продолжает идти с собакой. Сама! Чтобы не спугнуть белку, мы , пройдя немного, замираем неподалёку. Алёшка не выдерживает и визжит от восторга, когда пушистый зверёк , царапая коготками кору, вот- вот возьмёт у него с ладошки семечки. Белка тут же оказывается на самой высокой ветке, и , качаясь на фоне неба, поглядывает- нет ли тут подвоха. Да ещё чёрный лабрадор, не обращая внимания на крики хозяйки, подкрался к берёзе.
Снова приходится ждать . Олли терпеливо сидит рядом с Машей, не обращая внимания на многочисленные собачьи соблазны. Я в который раз мысленно благодарю нашу дрессировщицу: не так- то просто было научить нашу егозу такой выдержке- ведь стоит собаке дёрнуть - Маша окажется в сугорбе. Наконец, заветный кадр сделан, Алёшка победно смотрит сверху вниз на плечах у папы .А Маша, для которой обычно ходьба- ежедневная мука- даже слышать не хочет о помощи: она упорно идёт с собакой через весь парк. Мало того, она требует у меня поводок и сжимает его в «плохой» правой руке. Мама только страхует её сзади, а Машка упивается новым для неё ощущением свободы и самостоятельности. Всё вокруг неё наполняется новым светом и смыслом : она может ! И этот , в пронзительной синеве, весенний день, и эти лужи, и рыхлый снег, всегдашний её мучитель, и ослепительное солнце- это всё- и ей тоже. Может быть, даже ближе и острее, чем остальным, ведь рядом с ней- собака, и она в свои десять лет уже умеет ценить эти глотки самостоятельной жизни. Пусть самостоятельность – во многом пока иллюзия, но такие моменты очень нужны проблемным детям, они дают им уверенность в своих силах. Она сосредоточена необычайно, но это не сосредоточенность на боли и неловкости, потому что сейчас они ведут друг друга - девочка и собака, которой она командует, за которую отвечает. Для Маши сейчас поводок- что- то вроде символа самостоятельности, власти и ответственности. Я очень верю, что появятся, обязательно появятся на наших улицах люди с собаками- помощниками. И их свобода будет уже не иллюзорной. А прохожие увидят, наконец, то самое главное, чего глазами не увидишь: что инвалиды- тоже люди, прекрасные, мужественные и солнечные. Это уже- терапия для общества. Очень нужная терапия.
Как мы старушку удивили
Сосед по подъезду Лёшка- наш самый давний друг. Ему уже пятнадцать, это очень мудрый и спокойный человек. Если позволяет погода- мы запрягаем Олли в его коляску и отправляемся гулять. С Олли Лёшка и его мама становятся почти свободными людьми- могут идти , куда хотят. Без собаки, особенно зимой, их маршрут ограничивается расчищенным перед подъездом асфальтом. Зима- тяжёлое и грустное для колясочников время.
Но с тех пор, как знаменитый спортсмен и путешественник Ринат Хабибулин сшил для Олли специальную шлейку, а дрессировщица Наталья Громова научила её ходить в упряжке( команды ОКД собака уже давно выполняет безупречно, поэтому за безопасность пассажира мы почти спокойны)- мы смело штурмуем заснеженный двор. Прохожие оглядываются нам вслед- собака в яркой шлейке, везущая коляску- явление пока что редкое. В уютном скверике мы отпускаем Олли , и пока она узнаёт последние собачьи новости, ведём беседу. Лёшка учится наизусть- руками он не владеет, писать сам не может. Но память у него удивительная, и необыкновенно чёткий и своеобразный взгляд на жизнь . А мама его- весёлая и общительная, с ними всегда очень хорошо и интересно. Мой маленький Лёник тоже даром время не теряет- увлечённо ковыряет лопаткой снег.
А когда Олли сделает свои дела- мы начинаем её учить. Лёшка- наш главный зритель ,советчик и консультант, все наши новые номера мы разучиваем на совместных с Лёшкой прогулках. Его очень забавляет , что ошибается в учении не только он. В процессе обучения Олли тоже достаётся. И он искренне рад, когда у неё начинает получатся задуманное нами.
Однажды, после одного из уроков, к нам подошла старушка с маленькой собачкой спаниелем. Олли уже была без шлейки, с лёшкиного одобрения мы отпустили её попрыгать со спаниелькой, а старушка начала восхищаться оллиными талантами: надо же, играет со щенком осторожно, не рычит, не кусает.
-Это что, - небрежно сказала Лёшкина мама, -она умеет ещё и читать, и считать!
Старушка недоверчиво покосилась на собаку. Лёшка важно кивнул- умеет! Я достаю из коляски большую «Азбуку», и Олли с умным видом начинает перелистывать носом страницы. Из книги выпадает листок.
- Лёник, - говорю, - дай собаке прочитать, что здесь написано.
Мой двухлетний сын, оставив лопатку, пресерьёзно подносит листок к собачьему носу , и Олли уверенно выдаёт: «ГАВ!»
-Ой, и правда !- старушке тоже демонстрируют надпись на листке.
-Так, а сколько в слове «ГАВ» букв?
-Гав-гав-гав!
Старушка слегка меняется в лице.
-А гласных?
-Гав!
Глаза старушки заметно округляются.
-А согласных?
-Гав-гав!
Старушка бледнеет. Начинает озираться. Её распирает нестерпимое желание хоть с кем- нибудь поделиться новостью о читающей собаке, которая знает, сколько гласных в слове «гав». Но, кроме нас и её собачки, в скверике никого нет. А Олли подбирает и суёт маленькому Лёнику забытую им лопатку.
Это уже последняя капля. Подхватив спаниельку за поводок, старушка на ходу прощается, и чуть ли не бегом устремляется в сторону дома. Лёшка хохочет неудержимо. Уж ему- то хорошо известна вся «кухня» : Олли лает по незаметному моему сигналу. Урок усвоен ею хорошо!
Мы тоже смеёмся и незаметно переглядываемся с Лёшкиной мамой. Главное- ведь наша старушка совсем не обратила внимание , даже не заметила, что Лёшка- на коляске, «человек с особенными потребностями». Кто сказал, что зима- тяжёлое и грустное для «колясочников» время?!