Мне до жути нравится один рассказик из журнала: "Модный журнал" ноябрьское издание 1795 года. рассказ про декоративных собак, в том числе и про мопсов. Руками перепечатывал его пол дня
старался писать как в оригинале (так интереснее). Очень познавательно
В эту тему его поместил так как считаю такие рассказы больше исскуством чем флудом, итак само чтиво:
Модныя забавы ручными животными.
[/b][/i]
СОБАКА
Псовый родъ отличался во всехъ столетияхъ, и права его на любовь и защиту человеческую блистательны, неоспоримы. Летописи всехъ временъ наполнены доказательствами верности сей твари и повестями о оказанныхъ ею человеку услугахъ; ибо, кажется, существуетъ некакойобщественный между человекомъ и собакою союзъ, который древностiю равняется съ миромъ; и отъ сего союза вероятно произошла не нарушимая обязанность, принятая на себя мужчиною, чтобъ за все причиненныя его собаке обиды отмщевать какъ за нанесенныя его лицу. Въ семъ союзе можетъ быть заключается и причина, по которой дама предпочитаетъ свою собачку всякой особе своего пола. Иная дама о смерти мужа или сына своего не выронивъ ни одной слезы, горько рыдаетъ о потере своей маленькой собачки, околевшей отъ запору, которому не могло помочь никакое искусство врачей. Собака признакъ верности; противное сему свойство объявляетъ исторiя только въ одномъ примере; то была собака Ричарда, сына Кромвелева, бежавшая отъ своего хозяина въ то время, какъ онълишился протекторского достоинства, и приставшая къ законному наследнику престола. Но сему единому примеру можно противоположить такое множество другихъ о испытанной привязанности, что при вычисленiи ихъ вышла бы толстая книга. Въ большомъ пожаре, опустошившемъ за несколько летъ предъ симъ Константинополь, взыскался одинъ грекъ своего маленького сына и оплакивалъ уже смерть его, почитая погибшимъ въ пламени; но какъ онъ удивился, когда пришедъ къ другу своему, увиделъ въ комнате его своего ребенка ни чемъ неповрежденного. Большая верная ему собака въ пасти своей вынесла его изъ огня, и убежала съ нимъ въ отдаленный отъ пожара домъ къ другу своего хозяина. Такую благодетельную тварь, вскричал грекъ, не отдамъ я червямъ на съеденiе; пылая благодарностiю, велел онъ ее заколоть, далъ большой обедъ, и торжественно отпотчивалъ ею своихъ родственниковъ и друзей.
Однакожъ я не пущусь въ описанiе ни красивой Датской, ни отважной Англинской собаки, ни умнаго Пудела, ни проворства борзой, ни остраго чутья гончей, ниже полезныхъ услугъ отъ цепныхъ и дворовыхъ собакъ, ни хитрой шефирки (праматери всехъ псовъ по мненiю Буффона); мне можно только говорить о счастливейшихъ изнеженныхъ любимцахъ псовой породы, разделяющихъ съ нами комнату, постелю и любовь нашу и известныхъ подъ общимъ названiем постельныхъ собачекъ.
Дамский обычай держать постельныхъ собачекъ весьма древнiй, но приписываемое оному происхожденiе не очень лестно для женскаго пола. При всемъ томъ повествуютъ объ немъ весьма достоверные историки такъ. Польскiя дворянки, принужденныя отъ походовъ, предпрiятых королем Болеславомъ II, во второй половине перваго надесять столетiя, въ Россiю, въ теченiи целыхъ семи летъ лишаться сожительства съ своими мужъями, и получавшiя притомъ прискорбныя вести, будтобъ они покорились прелестямъ Кiевлянскихъ красавицъ, вознамерясь отомстить имъ, осчастливили взаимными ласками своихъ рабовъ. Такая неверность и многомужество не на долго скрылось отъ Польскаго войска. Обиженные мужъя вдругъ возревновали, и не проходило ни одного дня, безъ того чтобъ не уходили изъ нихъ целыя толпы по домамъ. Пришедъ находили они замки свои запертые, защищаемые новыми супружниками въ сотовариществе ихъ вероломныхъ женъ. Изъ того произошла союзная женъ и рабовъ война, въ которой законное право мужей одержало победу. Все рабы были перерублены; но женщины умели принять на себя сердечное раскаянiе и слабую сторону мужей своихъ тронуть столь хорошо, что они ихъ не только простили, но и притворились, какъ бы ничего не бывало. Между темъ возвратился Король съ уменьшеннымъ своимъ войскомъ въ Польшу, и не токмо наказалъ беглецовъ, но велелъ также женамъ, имевшимъ еще грудныхъ робятъ прижитых съ рабами, отнявъ отъ грудей младенцевъ, приложить к нимъ щенятъ. Некоторые были даже казнены мечемъ и голодною смертiю. Сверхъ того принуждены были все Польскiе дамы съ того времени,когда пойдутъ со двора, въ наказание иметь на рукахъ щенятъ. Однакожъ прекрасный полъ свойственнымъ ему присутсвиемъ духа скоро нашелъ средства одеть приятнейшую наружностiю сiе наказанiе грозного государя; jy] превратилъ его въ моду, какою она осталась даже по ныне и во всехъ земляхъ, где только поселялись Европейцы.
Какою породою собакъ сделано начало сей моды, о томъ не упоминаютъ Историки. Но в число самых первыхъ постельныхъ собачекъ неоспоримо полагаются Моськи.