@@-yol.ru

Автор Тема: История породы  (Прочитано 897 раз)

Оффлайн Slawa

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
История породы
« : 10 Мая 2015, 01:54:15 »
История акита
Откуда  происходит акита  ину ? Теории эволюции породы
Авторы текста
Галина Шапарева-Делоф-Сис и Эверт Делоф-Сис
Существует  ряд теорий происхождения и развития породы акита ину. Первая и наиболее широко распространенная заключается  в том, что акита происходит от японских собак малого и среднего размера, чья история началась задолго до акита. И несмотря на то, что эта теория не вносит ясности когда и как появилась порода акита ину, принято считать, что японские собаки среднего размера, известные, как матаги ину, были предвестниками появления акита ину. В течение длительного периода времени матаги ину скрещивались с более крупными собаками, завезенными на Японские острова из Китая, Кореи и Карафуто (Сахалин), что привело к появлению стоячих ушей, закрученных в кольцо хвостов и других уникальных японских характеристик акита.

Согласно  второй теории считается, что влияние  оригинальных японских собак среднего размера было минимальным. И если эта теория имеет право на существование, акита ину должна быть преимущественно  желтовато-коричневого окраса, как большинство исконных японских пород собак. Рисунки и фотографии акита периода Мейдзи и Тайшо (1868-1925) подтверждают, что акита имел белую, черную и черно-белую пятнистую масть (пинто).

Третья теория, обясняющая окрасы, заключается в  определении серъезного влияния  кара ину, собаки китайского происхождения, которая также имеет белую, черную и черно-белую пятнистую масть, хотя при этом строение корпуса не имеет ничего общего, поскольку у кара ину длинная узкая морда, длинные висячие уши и достаточно прямой хвост.

Четвертая теория считает, что на севере Японии жили собаки крупного размера со стоячими ушами и закурченным хвостом, которые постепенно сформировались и превратились в современную породу акита. Исследования костной структуры и изучение других характеристик показывают, что эти собаки отличались от собак малого и среднего размера, включая породы карафуто ину, кара ину, самоед, эскимо или элкхунд. Видимо из всех теорий об эволюции породы акита ину, последнюю можно считать наиболее убедительной в точки зрения размера собаки и ее строения, считая прочие теории малоприемлемыми в связи с серьезными противоречиями изложенных в них формулировок.

Краткая история породы –  мифы и реальность.

Традиционный  и новый взгляд

«Чтобы  познакомиться с  настоящим акита  ину с идеальным  темпераментом и внешностью, вы должны глубоко изучить историю и процесс развития породы акита с древних времен до наших дней.»
Наото Каживара

Часто мы не можем найти ответы на многие вопросы, связанные с акита ину. К какому типу собак относится акита ину? Когда акита впервые появилась в Японии? Как проходила эволюция породы? Согласно проведенным зоологическим и антропологическим исследованиям, а также описаниям, дошедшим до нас с древних времен, японские собаки подразделяются на десять пород. Например, исследования доктора Шозабуро Ватасе, изложенные в журнале «Научное общество», классифицируют собак территориально: «собаки крайнего севера, собаки среднего севера и собаки юга. Из этих собак представители крайнего севера, прибывшие на острова вместе с переселенцами, имели густую шерсть, толстый хвост, закрученный кольцом на спине». Исследования ископаемых останков собаки, проведенные доктором Хасебэ, а также работы Теи Учида и Широйошэ Сайто стали важными источниками для изучения происхождения акита ину.

Считается, что миграция людей на Японские острова, начавшаяся около 4000 лет назад, принесла с собой культуру и определенные традиции охоты. Результаты различных архелогогических раскопок подтверждают, что первые домашние собаки появились здесь именно в то время и использовались для охоты и защиты от внешних врагов и, вероятно, были малого и среднего размера. В 1940 году на севере Японии в районе Тохоку было обнаружено 2 скелета, принадлежащих собакам, высота в холке которых приблизительно составляла 58-59 см, хотя было неясно имели ли они стоячие уши и закрученный в кольцо хвост? Также было неизвестно происходили ли они из Японии или попали на остров с материка, однако можно допустить, что они могли иметь родство с современной акита.

В результате раскопок на знаменитом кургане Камикава в префектуре Мияги был найден скелет собаки, имеющей рост 59 см. На гончарных изделиях этого периода показаны собаки со стоячими ушами и хвостом, закрученным в кольцо, многие из которых напоминают современных собак Японии. Рисунки собак такого типа также находят на резных поверхностях бронзовых колоколов храмов и гравюрах, на которых запечатлены сцены охоты.

До нас  не дошли исторические документы  или народные придания, рассказывающие о породе акита ину, хотя упоминания о других японских собаках впервые появляются в японской литературе в период Нара (приблизительно 710 год н.э.) – «Кейкоу  Тенноу-ки» (Трон 12-го императора), «Кожики» и в прочих манускриптах со статьями о собаках.

Согласно  исследованиям Сайто и Хирайва, охотничьи собаки использовались вместе с дрессированными соколами на протяжении более 1500 лет, приблизительно с 355 года до середины 19-го века. Предполагается, что уже в 358 году нашей эры собаки с черными пятнами (пинто), напоминающие современных японских собак, попали в Японию из Кореи.

Практически все собаки на рисованных свитках  позднего периода Хэйан (897-1160) имеют стоячие уши и закрученные в кольцо хвосты. Первые иллюстрации, отображающие собак, относятся к периоду Камакура (после 1192 года н.э.). Большинство иллюстраций отражают буддистские доктрины, называемые «Рикудо Э (рисунок шести дорог)» или «Жиккай Зу (фигура десяти миров)». Чаще всего собаки там являются частью общей темы иллюстрации, большинство собак на которых имеют пятнистый окрас. Два свитка, «Коубоудаиши Гиоужо Эмаки» и «Ядажизоу Энги Эмаки», отличаются от остальных тем, что на них отображены фигуры собак, как часть общей темы с горами и полями на заднем плане, при этом это охотничьи собаки сплошного окраса, ведущие охотников и самураев с луками и стрелами.

В те далекие  времена, когда охота продолжала оставаться основным смыслом жизни  людей, собаки были охотниками и компаньонами, сопровождающими людей при перемещении  с места на место. Останки и  археологические находки, найденные  в районе Тохоку в префектуре Акита, говорят о том, что охота продолжала оставаться частью образа жизни в этом районе на протяжении периодов Дзёмо́н и Яёй. Выращиванием риса в Японии стали заниматься прибизительно в третьем веке н.э., но производство было низким в связи со сложными климатическими условиями региона, что поддреживало ситуацию зависимости от охоты и рыбалки, как способа добычи пищи. Даже после того, как сельское хозяйство стало активно развиваться и доминировать в районе Одате, охота по-прежнему оставалась неотъемлемой частью жизни людей вплоть до современой эпохи. В то время существовали целые деревни охотников, которые назывались деревни матаги.

Матаги ину  – японские собаки, используемые для  охоты, выращивались в этих районах  практически до наших дней. Согласно Фудоки (описанию природных условий региона, включая климат, топографию и геологию) и других источников, район Тохоку был разделен горами Оу на две части – тихоокеанскую и часть Японского моря. Территория Одатэ был отделена от основного района горами на востоке и климатическими условиями на юге, доступ куда в зимнее время был невозможен как по земле, так и по морю, что затрудняло развитие региона.

Социальные  условия в районе Тохоку в то время  также вызывают интерес у историков. Правящие кланы вели непрерывные междуусобные войны. Практически ничего не известно о развитии, строении и типах собак в этом районе в то время. Тем не менее, некоторое закрепление типа стало происходить именно в это время. В своей книге Хирокичи Сайто пишет: «Высота в холке более 300 скелетов собак, найденных в различных районах Японии, составляет от 37 до 50 см. Высота в холке скелетов, найденных позднее в районе Тохоку, уже составляла 57 см».

В период Адзути-Момояма (1573-1602) португальские и испанские моряки и купцы, начали привозить с собой в Японию собак, начиная приблизительно с 1570 года, когда порт Нагасаки открыл свои двери для захода иностранных судов. Именно в это время на более поздних рисунках появляются собаки с висящими ушами Породами, популярными в то время среди японских феодалов были мастиффы, водные спаниели и грейхаунды из Англии.

Данные о  японских собаках в районе Тохоку в период Сэнгоку (около 1500 год н.э.) отличаются то же скудостью, что и в период Адзути-Момояма (1573-1602).

Легенда о  Рукен (старой собаке) Шрин, передаваемая из поколения в поколение в  районе Кузухара, дошла до нас со времен средневековья. Это история  о верной собаке, которая пыталась спасти своего хозяина от смертной казни в 18-м веке, и повествует она вот о чем: «Матаги (охотник) Сатароку, живший в деревне Кусаки в провинции Намбу-хан, имел лицензию на право охотиться, выданную правителем Намбу. Однажды Сатароку пошел на охоту и забыл ее дома. Преследуя свою добычу, он случайно нарушил границу и попал на территорию другого ханства. Его схватили и посадили в тюрьму. Широ, его охотничья собака породы одате ину, не могла понять, что произошло. Каждый раз, когда охранник отлучался, Широ начинал скулить, чтобы вызвать хозяина. Спустя долгое время после терпеливого общения между собакой и хозяином, Широ, в конце концов, понял, что его хозяин попал в беду. Голодный он отправился через горы и поля обратно домой. Увидев собаку, жена Сатароку поняла, что муж забыл охотничью лицензию, и отправила ее вместе с Широ сразу после того, как накормила собаку. Несмотря на все усилия, Широ не смог спасти своего хозяина, приговор привели в исполнение буквально перед тем, как Широ добрался обратно к месту заключения своего хозяина. Жена охотника и его собака были вынуждены покинуть свой дом и переехать в местечко Кузухара, префектуры Акита. Узнав об этой истории, жители деревни решили отдать дань уважения верности и преданности Широ и построили на его могиле храм.

В этот период начинается активное строительство шахт и развитие горнодобывающей промышленности, что привело к быстрому росту населения и привлечению в этот район не только шахтеров, но и торговцев, бывших заключенных, проституток и других антисоциальных элементов. Во время периода Токугава (1603-1867) нестабильные социальные условия становились причиной для беспокойства для многих жителей Акита, что в прямом смысле заставляло людей быть готовым к самообороне в любое время. Первое, что делали многие – заводили сторожевую собаку, что означало использование охотничьей собаки (матаги) для иных целей, чем ранее.

Для охотничьей собаки основной характеристикой было наличие превосходных охотничьих качеств и способность охотиться, тогда как для сторожевой был важен внушительный размер и внешний вид, поэтому предпочтения в разведении стали отдаваться более крупным и сильным собакам, что постепенно привело к увеличению размера и стало основой развития крупных японских собак, названных впоследствии акита.

С тех самых  пор содержание собак для жителей этих мест стало традиционным занятием. Охотники (матаги) по-преджнему содержали охотничьих собак, тогда как более зажиточные фермеры и влиятельные семьи - сторожевых. Некоторые жители поселений, окружавших Одатэ стали использовать своих собак для боев, хотя неизвестно, когда именно это произошло. Известные семьи предпочитали разводить собак одного окраса, как будто они были семейными талисманами. Эти собаки были известны благодаря своему окрасу и фамилии владельца, как например, «Белый Адачи», «Тигровый Бензусама» или «Черный Ицуми».

Токугава  Цунаёси, пятый сёгун из династии, который правил с 1680 по 1709 год, за свой указ «О запрете лишения жизни  живых существ», изданный в 1687 году, запрещавший под страхом смерти убивать бродячих собак, кошек и загнанных лошадей, получил прозвище «Собачий сёгун». Серией последовавших зоозащитных указов, Цунаёси наделил собак большими правами, чем людей. Для бездомных собак, которых в столице государства Эдо (до 1868 года так назывался Токио) было огромное количество, по распоряжению Цунаёси впервые в мировой истории была создана сеть приютов. Один из них на 50 тысяч голов был построен в окресностях столицы, затем огромный приют был построен в Накано. Общая площадь, занимаемая этими приютами составляда 52,8 гектара, а количество содержащихся в них собак составляло более 100 тысяч голов. Собакам полагалось трехразовое питание, когда животные отказывались есть овощи, им стали подавать рыбу и мясо. Цунаёси ввел непопулярный высокий налог для защиты собак, поскольку еда для собак, содержащихся в приютах, приобреталась на средства налогоплательщиков. В результате таких действий было положено начало ведению кинологического регистра, называемого Казукешо, где вводились данные окрасов регистрируемых собак того периода, которые включали белый, рыжий, черный, тигровый, пятнистый тигровый (тигровый пинто), пятнистый черный (черный пинто), рыже-черный и светло-рыжий.

Продолжая разговор о развитии породы в то время, смешение с северными собаками необходимо рассматривать, как один из факторов дальнейшего формирования типа акита. В целом можно утверждать, что изменение целей использования одате ину и превращение их из охотничьих в сторожевых собак  в связи в социально-политической ситуацией в этом регионе, привело к предпочтению и развитию более крупного типа собак.

В 1823 году доктор Филипп Франц фон Зиболд, немецкий доктор, работавший в Нагасаки, отметил  в своих наблюдениях, что в  Японии он видел три типа собак: 1. Охотничьи собаки со стоячими ушами, вздернутой мордой и сухой конституцией; 2. Небольшие домашние собаки, завезенные из Китая, называемые хинами с очень короткой мордой; 3. Крупные городские собаки, как правило, помеси местных собак с собаками, попавшими в Японию из Китая и Европы с более тяжелой конституцией и строением тела, отличным от охотничьих собак.

В 1800-х годах  произошло два события, оказавших негативное влияние на развитие и формирование породы акита. Во-первых, акита скрестили с японской бойцовой собакой тоса. В результате этого скрещивания появились агрессивные собаки внушительных размеров. Эти качества широко использовались для собачьих боев, которые были популярным спортом в Японии того времени. Позднее Японию захватила сильнейшая эпидемия бешенства, в стране отмечалось более 3000 случаев заболевания. Было предписано уничтожать как больных, так и здоровых животных. После панического истребления огромной популяции собак во время эпидемии бешенства, порода акита ину оказалась на грани исчезновения.

Во время  периода Мейдзи (1868-1912), стало происходить  быстрое принятие западной культуры, что привело к упадку интереса к японской культуре. Западные породы собак завоевывали все большее  почитание, вытесняя ту малочисленную популяцию более чистокровного поголовья японских собак из городов. Более беспримесные формы местных собак сохранились в малых количествах в небольших деревнях отдаленных горных районов, где охота была основным средством к существованию. Тем не менее, уже в 1900-х произошел ряд событий, которые оказали положительное воздействие на состояние породы и привлекли к ней внимание. В это время японские ученые и ряд представителей интеллигенции начали говорить о необходимости сохранения угасающих японских традиций, исторических достопримечательностей, представителей флоры и фауны. Некоторые любители собак начали вести родословные и сохранять поголовье японских собак для будущих поколений. Господин Ицуми, занимавший в то время пост мэра Одатэ и Хирокичи (Хироши) Сайто, выпускник Токийского национального университета искусства и музыки были теми представителями интеллигенции, которым было сложно смириться с падением интереса к японским собакам со стороны самих японцев. Деятельность этих людей во многом послужила основанием для принятия в 1919 году закона о памятниках природы, в восьмом разделе основных положений закона, описывалась фауна – животные уникальные для Японии. Существовал ряд критериев, по которым вид причислялся к памятникам природы:

1)Известный вид  животных, уникальный для Японии и ее естественной среды.
2)Вид животных, известный как японский, требующий сохранения, хотя и не уникального японского происхождения.
3)Уникальный вид или популяция животных в их естественной среде обитания.
4)Домашние животные, уникального японского происхождения.
5)Известные виды не домашних животных, завезенные в Японию и обитающие в дикой природе.
6)Виды высокоценных животных.

В то время  состояние чистокровности в породе акита, самой крупной японской собаки по сравнению со средними и мелкими японскими породами, было крайне плачевным. Часто акита скрещивали с другими породами, пришедшими с запада, и бойцовыми собаками тоса, что, к сожалению, было частым явлением в начале 20 века. Первым «десантом», отправившимся в Одатэ для изучения акита в 1920 году, руководил доктор Шозабуро Ватасэ. Отсутствие единообразия у представителей породы акита в то время вызвало у исследователей сильное разочарование, поэтому порода как таковая описана не была.

В это же время в районе Одатэ были популярны собачьи бои и многие делали прежде всего ударение на бойцовские качества собак, а не на их внешний вид. Прежде чем покинуть Одатэ, доктор Ватасэ собрал энтузиастов породы, серъезно заинтересованных в ее развитии, улучшении и сохранении типа японских собак. Работа доктора Ватасэ дала свои положительные результаты и в 1927 году мэр города Одатэ в префектуре Акита организовывает Акитаину Хозонкай (AKIHO) – общество для сохранения оригинальной породы акита, как национального достояния путем аккуратного и правильного разведения (picture 6 (a) Mr. Jitaro Nakagawa, President of the National Akita Inu Club in front of AKIHO building, pic by H. Shapareva). Нихонкен Хозонкай (NIPPO) - общество по сохранению  японских пород собак было основано в Токио в 1928 году, а в 1931 году акита официально была объявлена памятником природы Японии, после того, как вторая группа исследователей, возглавляемая доктором Токио Кабураги, во время посещения Одатэ отметила крайнюю малочисленность поголовья акита и редкость породы в целом. Японские собаки были известны по своим местным названиям. В префектуре Акита крупные собаки назывались одатэ ину, намбу ину, казуно ину. Впервые название акита было использовано в сентябре 1931 года и объединило всех крупных собак японских пород после провозглашения акита памятником природы.

Оффлайн Slawa

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
Re: История породы
« Ответ #1 : 10 Мая 2015, 01:57:32 »
4 октября  1932 года в газете Асахи Шинбун  была опубликована история о  преданной собаке Хачико, одной  из самых почитаемых японских акит за всю историю породы. Эта история потрясла и покорила сердца как любителей акита, так и всех граждан Японии. Имя Хачико получило широкую известность, вновь поставив породу в центр внимания.

Постепенно  положение в породе начинает стабилизироваться, но приходит Вторая мировая война, которая практически приводит акита на грань исчезновения. В самом начале войны собаки, как и люди испытывали недостаток в пище. Голод заставлял людей убивать собак и использовать их мясо в пищу, а шкуры на одежду. Акита оставалась самой крупной среди японских собак, и многим владельцам было невероятно трудно продолжать содержание этих собак, что привело к значительному уменьшению поголовья. Военные действия уже велись в северных районах Китая, что требовало использовать мех собак и кошек для пошива военной формы, это делало акита очень востребованным животным в силу его большого размера. Полицией был издан указ конфисковывать всех собак, кроме немецких овчарок, используемых в армии. Владельцы акита делали все возможное, чтобы передавать своих собак охотникам матаги, живущим в отдаленных горных районах или фермерам из префектуры Аомори, где акита могли использоваться для охраны яблочных садов. Некоторые, в буквальном смысле, старались сбить власти с толку, давая своим собакам клички типичные для немецкой овчарки или путем скрещивания c немецкой овчаркой. Это объясняет наличие таких имен, как «Лорд», «Карл», «Мэри» у акита послевоенного периода. Кроме этого, в период войны существовал большой риск эпидемий, и в конечном счете, правительством был издан указ уничтожить всех оставшихся собак для предотвращения распространения заболеваний. Единственным способом для обеспокоенных владельцев акитa для сохранения своих животных, было выпустить их в отдаленных горных местностях. Именно в горах Хачимантай выносливость и превосходные охотничьи инстинкты помогли породе выжить в тяжелые военные годы.

В годы оккупации, последовавшие после войны, Япония переживала огромные трудности. Одатэ не стал исключением, и содержание акита в период дефицита питания было невероятно сложной задачей. Господин Кионо из южной части префектуры Акита собрал список собак, выживших во время войны: Ичиносеки Гома-го, Даини Терунишики-го, Хачиман-го, Датэнохана-го, Араваши-го, Даини Матсумине-го, все представители линии Ичиносеки. Представители линии Дева: Райден-го, Девавака-го, Таишуу-го, Татемицу-го и Шин-мицу-го. Среди представителей прочих линий называют Этсумару-го, Акайшиме-го, Футацуй Гома-го, Фуджинохана-го, Ичимару-го и Гензу Широ-го. Восстановление Одате после войны происходило достаточно быстро, и уже в ноябре 1947 года была проведена 11-я и первая послевоенная выставка, которая больше напоминала показ собак, нежели соревнование. Будучи первым, проведенным после окончания войны, это мероприятие привлекло большое количество зрителей и представителей оккупационных сил. Американские военные очень полюбили акита и нелегально вывозили большое количество особей, возвращаясь обратно в Соединенные Штаты.

В апреле 1948 года была проведена 12-я выставка, на которой было представлено более 60 собак. Начиная именно с этой выставки, образовательный комитет города Одате представил призы «Ююриоукеншо» (оценка за превосходные экстерьерные данные). Первыми тремя обладателями этого титула стали: Шинтора-го, Оохикари-го и Такеши-го, которому в то время было уже семь лет. Остальные собаки, представленные на выставке, включая Тамазакура-го, Широботан-го, Фурухиме-го, Томо-го и Коуфуу-го были рождены во время войны. Тринадцатая выставка проводилась 3 мая 1949 года, на которой выставлялось 82 собаки, в этом же году АКИХО начинает выпускать свой информационный бюллетень.

Хиоэмон Кионо  и Кацусуке Ишихара основываясь  на проведенных ими исследованиях, утверждают, что оригинальный чистокровный тип акита вероятно имел размер «матаги» (охотничьих) собак, высота в холке которых редко превышала  58 см, живших в горных деревнях областей Акита и Иватэ. Примерами таких собак «матаги» были Ояжиро-го, владелец Хиоэмон Кионо, Фуджи-го, владелец Кесакичи Такахаши и Сентаро-ака, владелец Кейжи Такахаши. Это были известные охотничьи собаки среднего размера, которые были зарегистрированы в НИППО в начале 30-х годов прошлого века. Кацуширо Кудо из университета Иватэ утверждает, что собаки типа «матаги» были несколько крупнее, чем средние японские собаки. Он назвал «матаги ину» из области Иватэ «иватэ ину» и вывел более крупных собак из префектуры Акита в отдельную категорию. Хирокичи Сайто в 1953 году утверждал, что акита не бойцовая, а сторожевая собака, полученная в результате скрещивания японских собак среднего размера, завезенных в Японию собак с запада и бойцовых собак тоса, которая в процессе развития позднее приобрела традиционный японский тип. Согласно выводам Хираицуми Рионосукэ целью заводчиков японских собак в то время стало увеличение размера акита ину при сохранении типа.

Наото Каживара и Хирокичи Сайто считали, что  разграничения японских собак по росту не делались до периода Токугава (1615-1867). Каживара также утверждает, что собаками, населявшими территорию нынешней префектуры Акита в доисторические времена, были джи ину (местные собаки) или матаги ину, тогда как господин Сайто утверждает, что акита ину – собака сравнительно современного происхождения. С этим утверждением согласны и некоторые западные специалисты по породе, предлагающие совершенно новый взгляд на историю породы.

…противоположный взгляд на историю происхождения акита ину

Излагая свое видение на эволюционное развитие породы сторонники современной теории происхождения  акита предлагают по-просту забыть все, что написано об истории акита, считая эти факты лишь верованиями и мифами, распространяемыми знатоками и любителями породы о ее происхождении, в которых временные рамки зачастую перепутаны и, как правило, являются результатом чистейшего старомодного романтизма и историй, рассказанных военными, вернувшимися из Японии после Второй мировой войны. Кто-то, возможно с этим согласится, поскольку информация о происхождении породы часто бывает противоречивой.

Современные филологи и переводчики сейчас открывают все больше информации об истинной истории породы по сравнению с данными 50-х годов прошлого века, когда было написано много мистических историй. Традиционная история породы акита является индикатором того, насколько глубоко мифы могут заменить реальность в официальных историях чистокровных пород собак. Утверждая это, сторонники нового толкования истории акита, приводят следующие факты: акита – современная порода собак, которая возникла и развилась в 20 веке. Большинство специалистов и любителей породы утверждают, что акита имеет древнее происхождение, некоторые даже утверждают, что порода акита возникла приблизительно четыреста ,пятьсот лет назад. В ряде источников говорится, что акита возникла в бронзовом веке. Среди почитателей и любителей многих пород собак существует тенденция придумывать историю своих пород собак, делая ее более увлекательной и древней. Чаще преувеличение замещает реальные факты. Фактически, это порода, которая во всей своей полноте развилась в 20-м веке. У многих любителей акита существует неправильное понимание того, что акита является или являлась охотничьей собакой, и что физические характеристики породы отражают ее оригинальные цели. Эти два утверждения реально не основаны на фактах. Действительная история современной акита ,на самом деле, более удивительная, чем окружающие ее мифы, не говоря о том, что она более сложная и запутанная.

Мифы и  обычно рассказываемая история акита, вызывает замешательство и путаницу среди даже самых преданных поклонников  породы в отношении типа собак, существующего в 17-19 веках. Этот тип неопределенно назывался матаги ину (охотничья собака) и не был породой, а лишь группой собак, разводимых не для соответствия определенному стандарту или внешнему виду, а исключительно для охоты. Поскольку для поиска и удержания крупной дичи требовались большие, быстрые, смелые и сильные собаки, каждый заводчик отбирал для разведения особей, которые отвечали его представлению, а не каким-то формальным письменным или устным стандартам. При этом, таких стандартов по-просту не существовало. Матаги ину были «типом», а не «породой».

Многие историки верят, что матаги ину сохранились  и в 20-м веке, но сейчас специалисты  породы в Японии пришли к согласию в том, что эти собаки не были чистокровными, поэтому не могут считаться акита. Это была группа собак, полученных путем скрещивания с другими чистокровными породами, которые совместно составляют генеалогическое древо породы акита.

В начале 1900-х  популярным спортом в Японии стали  собачьи бои. В это время различные  породы собак, включая мастиффов, тибетских мастиффов, бродячих собак восточного типа и ряд других пород и помесей, включая длинношерстную породу Карафуто, отбирались и скрещивались с одной единственной целью – развитие злобы и силы, что вело к победам на бойцовых рингах. Небольшая популяция региональных собак, возникших в силу естественного отбора, также сыграла заметную роль в общем внешнем виде современной акита ину. В начале 20-го века в районе Одатэ возникла изолированная группа собак «одатэ ину», получившая свое имя по названию городка в префектуре Акита на северном острове Хонсю, где они были обнаружены. Эти собаки представляют собой вид, описываемый общим термином «большие японские собаки». У некоторых из них стоячие, несколько наклоненные уши и закрученный кольцом хвост, который является частью современного стандарта акита. Эти были не охотничьи, а просто деревенские собаки. Известно, что эти собаки не были однотипными по строению и не подпадали под определенный стандарт, который был написан только в 1934 году. До 1934 года одатэ ину не считались чистокровной породой. Первые упоминания об одатэ ину приходятся на 1870 год. Интересен тот факт, что Одатэ был известен, как «город собак» в конце 1880-х и являлся основным центром проведения собачьих боев в Японии.

В книге «Акита», выпущенной Японским кинологическим клубом, говорится о «круглом столе» старейшин Одатэ, описанным в статье «Разговор о состоянии собак в городе собак Одатэ». Именно этот «круглый стол» послужил причиной возникновения часто повторяемого мифа о том, что акита ину содержали в храмах. Старейшины обсуждали Моку-Го, длинношерстного одатэ ину пятнистого окраса неизвестного происхождения, которого вырастили в храме Жоуоужи в Одатэ. Моку-Го был достаточно крупной (85 см в холке), агрессивной бойцовой собакой, обладавшей небывалой силой. Предки акита, за исключением лишь Моку-Го, никогда не были храмовыми собаками, равно как и право обладания акита никогда не ограничивалось только для представителей знати.

Не смотря  на то, что одатэ ину, вероятно, внесли самый значительный вклад в развитие акита ину (поскольку генетически более близки, нежели матаги ину), они не были акита. Будучи исконными японскими собаками, они стали приблизительной копией того, что в конечном счете стало чистокровной акита ину. Хотя ни одна из этих ранних японских собак самостоятельно не развилась в чистокровную акита.

Стандарт  акита ину был принят только в 1938 году. Восстановление японских пород  формально началось в 1919 году, когда  японское правительство приняло  закон о «восстановлении» ряда видов, провозглашенных «памятниками природы», что в действительности произошло только в 1931 году. Ключевая фраза «памятник природы» является правильной, хотя часто употребляется фраза «национальный памятник». Это важное отличие для тех, кто понимает задачу восстановления и истинную цель породы акита. Через год после принятия закона о «восстановлении», доктор Ватасе, который был автором этого закона, организовал экспедицию в Одатэ для поиска собак, которые могли быть использованы для создания и развития породы акита. В то время он не нашел собак, отличающихся достаточным качеством, которых бы можно было назвать «памятником природы». Пройдет еще целое десятилетие, пока появятся собаки, качество которых позволит провозгласить породу «памятником природы».

Основываясь на желании сохранить физические характеристики и тип Одатэ ину, мэр города Одатэ Шигеие Ицуми, организует в 1927 году Общество по сохранению породы Акита ину – Акитаину Хозонкай или АКИХО.  Хотя в первоначальный план восстановления породы были взяты собаки неизвестного, но разнообразного происхождения от угасающих и уже непопулярных собачьих боев, выбор на которых пал исключительно в силу определенных физических характеристик, выделяемых заводчиками, участвующими в программе восстановления породы. И опять же эти собаки не были акита ину.

Название  породы «акита» официально не было дано породе до 1931 года, а первый стандарт не был написан до 1934 года, который являлся исключительно «сырым» стандартом акита ину и не описывал размеры породы. Первый стандарт японской акита ину был принят в 1938 году, до этого времени акита в большей мере представляла собой концепцию и задачу, нежели реальную породу. Понятие «восстановление» акита создает определенную путаницу, поскольку задачей восстановления не было воссоздание ранее существующей породы, эти задачи носили значительно более творческий характер. Первоначальные и дальнейшие цели восстановления заключали в себе создание, а не воссоздание крупной породы собак, отвечающей одному типу, который отражал бы общие характеристики других примитивных оригинальных японских собак и общий внешний вид, присущий японской фауне, японской культуре и художественным идеалам. Именно культурные и художественные идеалы привели к нынешнему предпочтению белых отметин в окрасе и богатых ярких натуральных мастей. Фактически уражиро, характерное для японских собак, подражает макияжу молодой гейши. Современная акита не несет определенной функции, она является выражением искусства в современном японском разведении животных.

Подводя итог, сторонники новой теории развития породы утверждают, что акита не выводилась для охоты на медведя, оленя или других животных. История, присваиваемая  акита, исконно принадлежит нечистокровной породе феодального периода – матаги ину. Акита никогда не были храмовыми собаками. Современная акита происходит от крупных помесей, существовавших в Японии в начале 20-го века. В 1931 году около 9 собак были отобраны не столько в силу происхождения (по генотипу), сколько благодаря определенным физическим характеристикам (по фенотипу) и были названы «акита». Это были самые первые акита в мире, если не сказать более точно – самые первые чистокровные акита в мире.

Поскольку изначально заводчикам приходилось работать с  невероятно разнообразным генофондом, в Японии появилось несколько направлений, при которых ряд окрасов становились модными и так же легко выходили из моды. Во время этого периода становления, также появилось несколько типов и форм тела, у каждого из которых, конечно, были свои последователи. Два наиболее популярных типа акита в довоенный период стали приобретать некоторое постоянство, хотя существовали и другие «линии». Двумя доминирующими линиями того времени были Дева (Dewa) и  Ичиносеки (Ichinoseki). Это были линии популярные в Японии во время послевоенной оккупации. Преимущественно акита, являющиеся представителями этих линий, вывозились в США американскими военными. Представители линии Дева имели тяжелый костяк, часто подвесы кожи (как правило на шее). Тип Ичиносеки имел более усовершенствованный вид, пропорциональное строение и более длинные конечности. Обе эти линии внесли существенный вклад в формирование генофонда американского типа акита.

В настоящее  время японские заводчики терпеливо  идут к своей цели восстановления, неотрывно следуя «типу породы», столь важному для достижения безупречного внешнего вида акита. Если акита и служит какой-либо определенной цели, это скорее всего способ художественного выражения. Эта цель целиком соответствует общепринятым канонам японской культуры. Акита для японцев это – кинологический эквивалент декоративного карпа кой или дерева бонсай, это – произведение искусства, которое одновременно должно соответствовать неизменным историческим и культурным идеалам.

Каждая теория происхождения, как и каждая история  имеет свое право на существование. Анализировать и делать выводы вам. Продолжая разговор об истории породы, нельзя не рассказать об акита, который сыграл драматическую роль в развитии и популяризации породы.