Владельцев такс становится все больше, и не всем удается быстро найти верный тон в общении с любимым, но таким своевольным щенком. А ведь на многие вопросы давно даны толковые ответы, но кто сможет прочитать материалы, опубликованные в "доинтернетовскую эпоху"? Позволим себе перепечатать статью из газеты РОГ, хотя не имеем возможности связаться с автором.
Такса - это серьезно, или Бывает и такое
Автор: Ирина Окатьева, г. Киров
Все началось с телефонного звонка. Женский голос взволнованно извинялся, и мне стоило большого труда успокоить женщину и объяснить, что ее звонок, как и ее проблема, довольно обычно дело, на подобные вопросы я отвечаю часто. Правда, в этом случае все было страшно запущено.
Семимесячный таксик Зигфрид категорически отказывался есть, отказывался гулять на поводке, не терпел закрытых дверей в квартире. Если вдруг закрытая дверь все же обнаруживалась, Зиг кидался на нее, грыз, царапал, истошно визжал и лаял, пока его требование не бывало выполнено. Когда же его хозяева, открыв для него все двери, уходили на работу, он самозабвенно предавался своему любимому занятию - рвал плюшевые игрушки своего младшего хозяина и прогрызал огромные дыры в коврах и покрывалах.
В дом отказались приходить все подруги и знакомые хозяйки. Если бы дело кончалось только порванными колготками! Так нет. Зигфрид вцеплялся в подол юбки гостьи изо всех сил, с радостных рычанием пытаясь ее стащить, а так как он весил около 9 кг, ему это иногда удавалось. Но если нет, оторвать его от юбки благополучно получалось редко, чаще он оставался победителем и гордо уходил с клочками ткани в зубах.
Излишне говорить, что на своем месте он не спал никогда, для этого в доме вполне хватало мягких диванов и кресел, а почистить и посушить шерстку после прогулки или ванны он предпочитал на широкой хозяйской кровати. Этот, далеко не полный, перечень провинностей щенка хозяйка, казалось, могла продолжать бесконечно, но последней каплей в море, вынудившей ее позвонить мне, стала необходимость покупать сыну новые брючки каждую неделю, а иногда даже дважды на неделе.
Мальчик - первоклассник с ключом на веревочке - приходил из школы и попадал в объятия таксика, радостно кидавшегося навстречу. Облизав хозяину лицо и выполнив ритуал приветствия, Зиг вцеплялся в брючки ребенка, стаскивал их, а дальше поступал в зависимости от настроения. Мог просто побегать с ними и бросить, мог прогрызть малюсенькую дырочку, а мог и проесть огромную дырищу.
Несмотря на все это, Зигфрида очень любили, никому и в голову не приходило наказать его, а уж тем более побить. Владельцы считали себя виновниками всех его проделок, надеясь, что, когда щенок подрастет, их доброта и терпимость помогут ему понять, что такое хорошо и что такое плохо, и он начнет вести себя как положено взрослой воспитанной собаке.
Сердиться на Зигфрида было трудно - ласковый, добрый, общительный, тактичный, утонченно-элегантный, несмотря на то что представлял собой в это время кусок жира, он был само обаяние. Он тихонько подходил и с видом философа смотрел на вас говорящими, выразительными, печальными глазами так, что вы сейчас же начинали чувствовать себя виноватыми перед этим страдальцем, и тут же, буквально через пять минут, подбегал с мячиком в зубах - счастливый, полный энергии, с искрящимися радостью глазами, приглашая вас поиграть. Перед этим обезоруживающим обаянием владельцы были бессильны, требовалась скорая помощью.
В первую очередь необходимо было разобраться с кормлением, так как каждый отказ толстого баловня от еды доводил хозяйку до слез.
На кухне для щенка всегда стояли в боевой готовности пять одинаковых чистеньких мисочек. Одна для воды, вторая для молока, еще две были наполнены разными сухими кормами для того, чтобы таксик не умер от истощения в отсутствие хозяев. Последняя, пятая, мисочка предназначалась для горячего.
Беда стряслась, когда в доме появилась микроволновая печь и Зигфрида угостили куриным окорочком, приготовленным в ней, очищенным от кожицы и косточек, тепленьким и разрезанным на кусочки. После этого пес отказался принимать другую пищу, а если окорочок был плохо очищен от шкурки или не очень аккуратно порезан, он уходил сердиться, и все дружно бросались его уговаривать.
После длительных и трудных переговоров хозяева Зига согласились убрать четыре мисочки и оставить только одну с водой, дали торжественную клятву не давать собаке вкусных кусочков между кормлениями и записали рецепты традиционных собачьих блюд. Они должны были звонить мне каждый вечер и докладывать о результатах. Я совсем не была уверена, что мне удалось запугать их страшными рассказами о результатах невоздержанности в пище до нужной кондиции, но они выдержали!
Три дня таксик не ел совсем, не играл, не приходил на зов - он сердился, три дня плакала в телефон по вечерам его хозяйка. На четвертый день утром, как ни в чем не бывало, Зиг прибежал на кухню, топая от нетерпения лапами, виляя хвостом и просительно заглядывая в глаза, ждал, когда будет разогрета его еда. Впервые все было съедено в одно мгновение, миска вылизана.
Следующей серьезной проблемой была прогулка на поводке, но и тут нам удалось установить причину: оказывается, таксеныш был еще и воришкой, он крал из песочницы детские игрушки и радостно удирал с ними под громкий рев обиженных малышей. Попробуй проделать такое на поводке! Неудивительно, что владельцы Зигфрида перессорились с доброй половиной своих соседей. В этом случае понадобилось только чуть больше настойчивости и твердости. Сколько может пролежать на холодной земле даже самый упрямый, но очень энергичный, активный, веселый щенок, да еще когда хозяева, безжалостно привязав его к перилам крыльца, преспокойно уходят?
Довольно быстро нам удалось приучить Зигфрида после прогулки бежать в ванну, а не на диван, и сидеть на месте, пока не обсохнет. Он перестал покушаться на юбки и брюки, но справиться с привычкой грызть вещи нам не удалось до сих пор.
На выводку в девять месяцев он пришел на поводке, очень стараясь вести себя хорошо и поглядывая на хозяйку преданными глазами. Его терпение иссякло через 15 минут, тихое поскуливание перешло в громкий обиженный лай. Зиг привык быть в центре внимания, а тут сиди и жди.
Но когда подошла его очередь, с какой готовностью показывал он свои зубы, вставал в стойку, разрешая осматривать и ощупывать себя как угодно. Через месяц мы с ним встретились вновь, когда его привели на регистрацию в общество охотников. Это была другая собака: повзрослевшая, подтянутая, уже прекрасно усвоившая, что значит "нельзя", но такая же ласковая и бесконечно обаятельная.
В случае с Зигфридом все оказалось не так уж сложно, пес имеет прекрасный, уравновешенный характер, очень общителен и доброжелателен. Поняв, чего от него добиваются, Зиг выполнял требуемое с радостной готовностью, казалось, он стал счастливее. Да, так оно и есть, ведь собака - стайное животное, ей необходим "вожак" - хозяин, которому она подчиняется. Зная свое место в родной "стае" - семье, собака чувствует себя уверенно и спокойно.
Если этого нет, а щенок достаточно злобный и упрямый, он рано или поздно сам попытается занять место "вожака", тогда не избежать проблем, и вот в этом случае очень важно не упустить время. К счастью, владелец Отелло очень независим и умеет постоять за себя. В свое время, осматривая помет, я перевернула щенка на спину и сразу же услышала грозный рык и увидела перед собой ощеренную, с торчащими зубками-иголочками пасть, щенок не шутил, а ведь ему было лишь семь недель от роду.
Покупатель-охотник выбрал его как раз за это качество, он стал не первой собакой своего хозяина. Казалось, опыт имелся, но... В 3,5 месяца щенок вынудил владельца обратиться за помощью. На зов он подходил только тогда, когда хотел этого сам, не позволял взять себя на руки, пищу требовал грозным рыком и лаем, приблизиться к нему в момент кормления было невозможно, так же как и взять что-то, попавшее к нему в зубы. Любимое занятие щенка - охрана вещей. Ну, к примеру, тапочки, которые вам надо надеть. Отелло относится к этому очень серьезно, мгновенно пуская в ход свои остренькие зубки, когда, по его мнению, вы покушаетесь на его собственность.
Кажется, что за ерунда, крошка-таксеныш, поставить его на место ничего не стоит, сила на вашей стороне, но "трудному ребенку" Отелло повезло с хозяином. Он не хочет ломать его характер, подчиняя себе силой, ему нужен надежный, верный друг, помощник на охоте, вот потому он и обратился за советом. И, я надеюсь, вместе нам удастся найти правильный подход к щенку и воспитать из него хорошую охотничью собаку.
Два диаметрально противоположных по типу поведения щенка, владельцев которых объединяет любовь к своим питомцам, серьезное отношение, огромное желание правильно вырастить и воспитать собак. Они были основательно подготовлены теоретически, перечитали массу литературы, а хозяин Отелло имеет и большой опыт общения с собаками, правда, норных среди них не было, и тем не менее таксенышам удалось поставить их в тупик.
Я искренне желаю им удачи, пусть их таксы сохраняют свою независимость, предприимчивость, упорство и мужество, присущие породе, и вырастут из них хорошо обученные, умные, интеллигентные, любящие, преданные друзья и помощники, а весной, когда начнутся притравки, будет так интересно посмотреть, как покажут себя в норе два упрямца-таксика, добряк Зигфрид и злюка Отелло.
"Российская охотничья газета", 2000